Японская плавучая дача admin 3-11-2015, 12:31 Водный транспорт 5 858 В отличие от плавучих дач, во множестве используемых на реках и озерах Европы и Америки, подобные комфортабельные суда в Японии должны быть рассчитаны на плавание вдоль морского побережья. Соответственно, низкий надводный борт и остойчивость плавдач обычного типа для данных условий оказываются неприемлемыми. Даже при использовании такого судна для жилья на стоянке на него воздействуют ветер и волна, поэтому при проектировании плавдачи обязательно нужно учитывать эти факторы, соотношение их динамического и статического воздействия. Многое зависит от того, какая часть судна находится под водой и насколько оно выступает в воздух. При небольшой надводной площади катера ветер оказывает на его управляемость и остойчивость небольшое влияние, и наоборот, если погруженная часть корпуса (площадь ДП) оказывается мала по сравнению с надводной, то такое судно немореходно. В Японии плавдачи пока не получили широкого распространения. Во-первых, потому, что ранее существовали правила, обязывающие владельца катера с регистровой вместимостью свыше 5 тонн иметь на борту специальную команду, включая капитана и механика выше 3 класса. Кроме того, в этом случае должно было производиться освидетельствование катера, соответствующее примерно техническому освидетельствованию крупнотоннажного танкера. Если же построить катер с регистровой вместимостью менее 5 т, то при длине, например, 5 м и ширине 2,5 м жилые помещения получаются недостаточно комфортабельными и такой катер неудобен для плавания в море. По новым японским стандартам при регистровой вместимости катера до 20 т и длине менее 12 м технический осмотр катера производится специальной инспекцией по малым судам, управлять судном вместимостью свыше 5 т могут лица, имеющие свидетельство 3-го класса (соответствующее свидетельству судоводителя-любителя в СССР), а район плавания разрешен в прибрежной полосе моря (при этом длина катера со стационарным двигателем измеряется от форштевня до оси баллера руля). Благодаря этому проблема владения комфортабельным катером в Японии существенно упрощается, и судостроительные фирмы считают, что здесь наступает «эра» увлечения плавучими дачами. У большинства людей имеется по два выходных дня в неделю подряд, и они стремятся проводить свободное время с семьей на море. У многих, кто носился на 5 - 6-метровых катерах в заливах и бухтах, появилась психологическая тяга к комфортабельному плаванию вокруг островов Японии, к неторопливому отдыху на воде. Предлагаемый эскизный проект мореходной плавдачи, разработанный Какэхи Осаму в проектном бюро катеров совместно с «Дзибакку Дизайн Оффис», представляет собой оптимальные, на взгляд японских судостроителей, черты судна для таких путешествий. Теоретический чертеж мореходной плавдачи Корпус катера имеет двухскуловые обводы. Благодаря верхней скуле катер обладает высокой остойчивостью на стоянке, облегчается выход его на глиссирование с полной нагрузкой. Большой киль-плавник препятствует сносу катера с курса при боковых ветрах и служит стабилизатором бортовой качки при движении на волнении с малой скоростью. Днище имеет умеренную килеватость, необходимую для снижения ударных перегрузок. Для того чтобы избежать нежелательного влияния киля на движитель, целесообразна двухвальная механическая установка. Могут быть применены двигатели с угловыми реверс-редукторами или поворотно-откидными колонками мощностью по 60-150 л. с. Отличительной особенностью плавучих дач являются внутренние помещения высотой в полный рост. Эскизы общего расположения показывают просторный, хорошо освещенный салон с двумя диванами и обеденным столом, удобный камбуз, тамбур с просторным платяным шкафом и туалетом, оборудованным душем, носовую спальную каюту для двух человек. Катер имеет два поста управления: внутренний, расположенный с правого борта за панорамным лобовым стеклом каюты, и наружный - на крыше надстройки. Общее расположение плавдачи 1 - сиденье водителя на верхнем мостике; 2 - диван; 3 - шкаф для непромокаемой одежды; 4 - камбуз; 5 - шкаф для береговой одежды; 6 - диван-койка; 7 - туалет; 8 - сиденье водителя; 9 - шкаф; 10 - цистерна пресной воды; 11 - топливная цистерна; 12 - двигатель. Судно может быть снабжено вместительными цистернами для горючего и пресной воды, располагаемыми в трюме. Вместе с большой шириной они обеспечивают катеру необходимую остойчивость. Корпус предполагается делать из стеклопластика. Полная длина катера - 9 м; наибольшая ширина - 3,3 м; осадка - 1,2 м, водоизмещение - около 4,7 т. По материалам японского журнала «Yazi».