1. Мужской журнал
  2. »
  3. Досуг
  4. »
  5. Охота
  6. »
  7. Как научиться метко стрелять

Как научиться метко стрелять

Меткая стрельба требует правильных приемов и обращения с ружьем. Стрелок должен вырабатывать полезные навыки и приемы. Обучение стрельбе производится и в поле, и на стенде. Здесь мы будем говорить об обучении стрельбе на стенде.

Первостепенное значение для успехов стрельбы имеет правильная стойка стрелка. Стойка должна обеспечить возможность более широкого поля обстрела и, кроме того, точность и быстроту выстрела при наименьшем числе движений стрелка, действительно необходимых для стрельбы.

На стенде стрелок становится вполоборота, левым плечом вперед в сторону вылета тарелочки. Применительно к стенду с траншейной установкой метательных машинок стрелок при стрельбе с середины площадки встает лицом к правому углу траншеи. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу, которая должна прочно стоять на земле, несколько влево от прямой линии, перпендикулярной плоскости корпуса. Правая нога отставляется на — 15-20 сантиметров назад, так, чтобы середина ступни приходилась против пятки левой ноги. Вследствие переноса тяжести корпуса на левую ногу, правая оказывается приподнятой на 2-3 сантиметра от земли и касается ее лишь концами пальцев. Положение правой ступни относительно левой представляется приблизительно под углом 45 градусов. В этих условиях .правая нога представляет собой достаточную опору для противодействия отдаче ружья при выстреле. Повороты стрелка в стороны производятся на левой ноге с помощью правой без перестановки ног. При выстреле влево пятка правой ноги приподнимается и несколько отодвигается на носке назад, а при выстреле вправо плотнее становится на землю.

После того как стрелок занял требуемую позицию на стрелковой площадке, он должен подготовиться к выстрелу.

Правильнее положение ружья в руках стрелка обеспечивает ему возможность достигнуть более быстрых и точных движений и уменьшить утомляемость при стрельбе. Для того чтобы ружье лучше балансировалось, необходимо правильное положение рук ка ружье. Стволы ружья удерживаются пальцами левой руки в самом конце цевья. Правая рука держит ружье за шейку ложи с таким расчетом, чтобы указательный палец первым суставом доставал до правой гашетки. Ружье следует держать в руках достаточно крепко, но не напряженно, так как это состояние напряжения усилит утомляемость стрелка и отразится на его подвижности, а следовательно, и на стрельбе в худшую сторону.

После того как стрелком достигнуто нужное уравновешенное положение ружья в руках, необходимо проверить прикладку его в плече. Подъем ружья к плечу должен производиться с таким расчетом, чтобы все ружье подымалось одновременно, сохраняя горизонтальное положение. Было бы неправильно подводить к плечу сначала ложу, а затем стволы, и наоборот. Подводка ружья в плечо производится с правой стороны груди (если стрелок не левша) по кратчайшему пути. Когда ружье приложено к плечу, ложа должна находиться в плечевой выемке так, чтобы затылок ее или вовсе не выдавался кверху, за линию плеча, или выступал не более чем на ширину одного пальца. Стрелок при этом наклоняет несколько голову к прикладу. Щека не должна быть прижата слишком крепко к прикладу и лежать на гребне ложи; при этом положении прикладка не будет однообразной и отдача может набить щеку. Когда ружье находится в плече, левая рука должна быть несколько согнута (не вытянута), а правая приподнята локтем кверху несколько ниже уровня уха.

Спуск курка производится концом последнего сустава указательного пальца. Просовывать глубоко палец в скобу не следует, во избежание ушиба указательного пальца о переднюю гашетку в момент выстрела из левого ствола. Рука должна находиться на шейке ложи с таким расчетом, чтобы средний палец руки не касался спусковой скобы. Нажим на гашетку должен быть коротким, но не рывком, чтобы не сместить установленной линии прицела.

В ожидании появления цели стрелок, заняв требуемую позицию, может держать ружье или приложенным к плечу, или опущенным примерно до высоты груди. Следует стремиться к тому, чтобы время ожидания, с которым связано сосредоточение внимания стрелка, было возможно короче, во избежание утомления. Чтобы облегчить инструктору возможность наблюдения за прикладкой стрелка, следует начинать обучение с первого способа. В дальнейшем можно прививать стрелку, если у него есть к этому желание, манеру стрельбы без предварительной прикладки ружья.

Каждый стрелок должен усвоить: первоначальную стойку, определение баланса ружья, подготовку к выстрелу и правильный спуск курка.

Для освоения стрелком правильной стойки необходимо начать со стрельбы по неподвижной мишени. Для этого лучше всего воспользоваться обычным пристрелочным листом с черным яблоком в центре и кругом диаметром 75 сантиметров. Чтобы сразу приучить стрелка к нормальным охотничьим расстояниям, целесообразно стрелять по листам на расстоянии 25-35 метров.

Стрельба производится с предварительной прикладкой из охотничьего ружья, заряженного одним патроном. После того как стрелок освоится с ружьем в процессе стрельбы по неподвижной мишени, ему необходимо перейти к следующей стадии занятий. Перед стрелком устанавливаются три щита с наколотыми мишенями. Расстояние от стрелка до щитов — 25 метров, а между щитами — по 10 метров (щиты расположены по полуокружности). Стрелок подготавливается к выстрелу и производит его возможно скорее по одному из щитов по команде инструктора. В этом занятии стрелок приучается к точному и быстрому прицеливанию. Стрельба производится из ружья, заряженного одним патроном.

Основных способов стрельбы — два: навскидку и с выцеливанием. К последнему способу относится стрельба с «поводком». На каком же из этих способов следует остановиться стрелку?

Мы полагаем, что каждый стрелок на определенном отрезке времени может с успехом пользоваться только одним из этих способов. Нет сомнения, что в результате усиленной тренировки один и тот же стрелок может переходить с одного способа на другой, но он не может в одно и то же время применять любой из этих способов. В силу этого необходимо разобраться, какие качества стрелка предопределяют выбор одного из этих способов стрельбы. Первый способ может быть назван рефлективным, и он несомненно, окажется более подходящим для стрелка со способностями к быстрым зрительным восприятиям и подсознательным ответным на них реакциям. Этот способ является уделом тех стрелков, которым свойственен автоматизм движений. Второй способ является результатом спокойного расчета, регулируемого ясным сознанием. Уже исходя из этого, не может быть и речи об одновременном совмещении стрелком обоих способов. Нужно поэтому изучить прежде всего психофизический профиль стрелка для того, чтобы можно было установить наиболее свойственный ему способ стрельбы.

Понятие вскидки или рефлекторной стрельбы в повседневном обиходе у нас недостаточно уточнено. Охотник очень часто отождествляет вскидку с манерой стрелка держать перед выстрелом ружье не у плеча. На самом деле это совсем не так. Усвоив манеру держать перед выстрелом ружье не у плеча, стрелок после момента прикладки может еще некоторое время до выстрела отыскивать стволами точку правильного придела. Такая стрельба не является стрельбой на вскидку. Стрельба броском или вскидочная характеризуется производством выстрела в момент прикосновения, ложи к плечу без выцеливания, в то место, где цели еще нет, но где, по мнению стрелка, должно произойти пересечение снаряда с намеченной целью. Та или иная манера держать ружье перед выстрелом играет в данном случае второстепенную роль, так как и стрелки, стреляющие с предварительной прикладкой ружья к плечу, фактически до выстрела держат его несколько опущенным и имеют совершенно отчетливое представление о моменте, когда лежа коснется плеча, что и служит импульсом для нажима на гашетку.

Начинать обучение стрелка следует по способу с предварительной прикладкой ружья к плечу; это облегчит и работу инструктора.

Такой метод нужно применять по причинам: большей ясности показа правильной прикладки ружья; возможности с самого начала обучения позволить стрелку быстрее произвести выстрел по показавшейся цели;

облегчения стрелку приспособиться к ружью и к противодействию отдачи и облегчения стрелку возможности сосредоточить больше внимания на производстве правильного относительно цели выстрела.

В виде исключения, когда стрельбе обучается охотник с уже установившимся навыком к стрельбе не от плеча, возможно отступить от приведенного выше правила.

Стрельба по движущейся цели


При стрельбе с предварительной прикладкой ружья к плечу перед самим выстрелом ствол ружья нужно несколько опускать: это позволит стрелку видеть большее пространство, где ожидается появление цели.

Закончив практическую стрельбу по трем неподвижным мишеням, надо перейти к следующему этапу обучения и объяснить стрелку общие правила стрельбы по движущейся цели. Эти правила заключаются в том, что по цели, уходящей от стрелка (примерно на высоте его роста), следует стрелять прямо в нее, по подымающейся цели — закрывать ее стволами, а по пересекающей в боковых направлениях опережать цель в стороны ее полета. Для осознания цели и производства выстрела нужно некоторое время, которое колеблется не только у разных людей, но даже у одного стрелка в зависимости от состояния его организма в данный момент. На правильность попадания в цель влияют и внешние факторы: сила ветра, расстояние до цели и, наконец, скорость, сообщаемая снаряду тем или другим порохом.

Непременным условием меткого выстрела по движущейся цели является упреждение при стрельбе, то есть некоторое опережение цели с учетом времени на внутренние процессы, происходящие у человека перед выстрелом, на прохождение дроби по цели и работу механизма ружья.

По цели, перемещающейся со скоростью 15 метров в секунду в боковом направлении относительно стрелка при стрельбе дробью № 7 (начальная скорость-375 метров в секунду), упреждение для дистанции 35 метров должно быть около 2 метров. Большая дистанция требует больших упреждений, а меньшая — наоборот. Для определения расстояний стрелку необходимо развивать глазомер. Кроме этого, стрелку следует поработать над собой, чтобы сделать быстрый выстрел с минимальной затратой времени на прицеливание.

Обучение стрелка


Ветер, особенно при стрельбе на большие дистанции, требует увеличения упреждения, когда цель движется по ветру, и уменьшения — при обратных условиях.

При обучении стрелка в определении размера упреждения выстрела хорошие результаты дает стрельба патронами с трассирующими снарядами (оставляющими видимый след по пути прохождения дроби). При отсутствии таких патронов стрелку можно посоветовать стрелять с большими упреждениями по одной и той же тарелке, идущей в боковом направлении, что облегчит стрелку возможность найти правильную величину упреждения.

стрельба по тарелкам обучение

Последовательность обучения стрельбе указана в программе практических занятий. Обучение предлагается начинать с верховых тарелок, идущих прямо от стрелка, переходя постепенно к нижним угонным и боковым тарелкам, как наиболее трудным. Начальная скорость полета тарелок в начале обучения желательна 16-18 метров в секунду.

В момент выстрела инструктор должен иметь возможность следить за результатами выстрела и за всеми движениями обучающегося.

Для определения точности поражения тарелки нужно исходить из правила, что осколки тарелки всегда летят в сторону от центра снаряда, что позволяет судить о направлении полета снаряда. Кроме того, инструктор, находясь позади стрелка, может в большинстве случаев судить по направлению стволов об ошибках в прицеливании.

В процессе стрельбы инструктор должен наблюдать, чтобы стрелок правильно стоял, держал ружье без перекоса, сохраняя строго горизонтальное положение стволов и не затягивая выстрела.

При быстром выстреле вопрос об упреждениях в известной степени утрачивает свою остроту. Остающаяся еще значительной скорость полета дроби, близкая дистанция, а отсюда более простое определение точки прицеливания и, наконец, уменьшенное влияние на отклонение снаряда всех прочих факторов способствуют точности поражения мишени. Вот почему с самого начала обучения стрельбе необходимо воспитать в стрелке способность к быстрому выстрелу. Следует помнить, что дробовой выстрел вовсе не требует безусловной точности прицела. Выстрел из ружья 12-го калибра на дистанции 30-32 метра имеет убойный круг около метра, поэтому небольшая точность прицела не позволит цели выйти из крута еще достаточно густой осыпи дроби.

Во время выстрела инструктору нужно наблюдать за правильностью спуска курка. Если спуск туг, то это сразу обнаружится отклонениями ствола вниз при нажиме на гашетку. Тугость спуска можно проверить с помощью обыкновенных пружинных весов. Нормальная сила для правого спуска — 1300-1500 граммов, а для левого — 1500-1700 граммов.

Стрелок должен воспитать в себе способность сохранять внимание в течение более или менее продолжительного времени, пока происходит стрельба. Спокойная, деловая обстановка на стрельбищах — одно из важнейших условий, без которых немыслимо достижение высоких результатов.

Стрелку нельзя забывать, что выстрел по цели — результат сложного психофизиологического процесса. Деловая обстановка на стенде будет содействовать развитию у стрелка способности к верному и быстрому выстрелу. В стрельбе более всего следует бояться потери усвоенного темпа стрельбы. Для того чтобы стрелку увидеть цель и осознать ее проходит примерно (в среднем) 0,9 секунды (включая работу механизма ружья). За это время тарелка уходит от стрелка на 18 метров. При стрельбе с дистанции 15 метров это составит расстояние от стрелка до тарелки примерно в 33 метра. Стрелку нужно выработать такой темп, который не позволил бы выходить ему для производства выстрела за пределы указанного отрезка времени.

Инструктор, проверяющий стрельбу с секундомером в руках, должен управлять действиями стрелка путем приказания произвести выстрел через определенный отрезок времени.

Стрелку необходимо поработать над собой, чтобы овладеть вторым выстрелом. Второй выстрел никогда не следует затягивать. В дуплетной стрельбе вторым выстрелом следует стрелять ту тарелку, которая имеет более длинный полет и в сторону которой стрелку легче двигать ружье (обычно влево).

Качество стрельбы всегда бывает выше, если стенд в порядке, если хорошо работают метательные машинки и ровнее подобраны стрелки в отдельных командах.

На протяжении всего обучения стрельбе необходимо развивать самодеятельность начинающих стрелков, придавая время от времени учебной стрельбе соревновательный характер. Кроме занятий, стрелки должны дома, по указанию инструктора, тренироваться с незаряженным ружьем. Начинать эту тренировку нужно по различным предметам, находящимся в комнате. По каждой цели нужно проделывать с ружьем все.манипуляции, которые имеют место на стенде. Для того чтобы привыкнуть к стрельбе с упреждениями, полезно тренировку производить по качающемуся шарику на нитке. Необходимо стараться освоить приемы с ружьем, привыкнуть к нему для того, чтобы приобрести твердые навыки как при прикладке ружья к плечу, так и при прицеливании.

Обучающийся стрелок, прошедший указанные ниже в практической программе 10 занятий, будет только элементарно знаком со стрельбой из охотничьего ружья по тарелкам. Само собой разумеется, что ему нужно будет много поработать над собой, чтобы стать стрелком высокого класса. Пройденные занятия дадут начинающему стрелку определенную школу, обеспечат ему правильную стойку, известный метод стрельбы и необходимые знания об оружии и боеприпасах. Все это следует рассматривать, как основу для дальнейшего усовершенствования стрелка и возможности получить соответствующее место в классификационной сетке стрелков.

Стрелку, окончившему первый этап обучения стрельбе и пожелавшему продолжать совершенствоваться в ней, нужно будет прежде всего проверить выбранный им способ стрельбы и закрепить его. Это значит, что стрелок должен будет так отшлифовать выбранный им стрелковый процесс, чтобы выполнение всех составляющих его операций было непринужденным и привычным, а взаимоотношения с ружьем приобрели характер буквально органической связи.

Теоретический багаж стрелка, повышающего свою квалификацию, должен пополняться от чтения литературы по вопросам оружейной техники, огнеприпасов, теории стрельбы и психофизиологии. Стрелок высокого класса должен быть человеком большой стрелковой культуры, могущим самостоятельно разбираться в сложных вопросах работы человеческого организма, работы ружья, увязки всех элементов, составляющих стрелковый процесс, для достижения наивысших результатов стрельбы, доступных только при широком круге знаний и умении их использовать.

На втором этапе обучения должно быть уделено очень большое внимание воспитанию воли и самообладания.
Человек, не умеющий владеть собой, хорошим стрелком быть не может.

Занятия второго года обучения содержат:

    а) продолжение работы над общей физической подготовкой;
    б) тренировку на стенде (минимально раз в неделю);
    в) отработку темпа и полное освоение навыков стрельбы по тарелкам, выпускаемым в разнообразных направлениях;
    г) участие в соревновательных стрельбах для выработки самообладания и воли к победе.

Минимальная программа стрельбы в течение дня — 15-20 тарелок с места, пять — с подхода и несколько дублетов.

Так как в практике стрельбы по тарелкам у нас принята стрельба с места, с подхода и дублетная, то в дальнейшем тренировки должны быть поставлены поочередно по этим видам стрельбы при большем количестве принимаемых стрелком тарелок. Особенное внимание следует уделить дублетной стрельбе, которая помогает освоить второй выстрел.

Последующая работа со сдавшими норму стрелками заключается в том, чтобы держать их в «форме», дать возможность освоить им все виды стрельбы на стенде и, следовательно, продолжать тренировать их в духе тех требований, которые предъявляются современными программами стрелковых соревнований.

Перед соревнованиями тренировка должна быть закончена -за два дня и стрелку должен быть предоставлен отдых.

Программа по обучению стрельбе


1. Упражнения с незаряженным ружьем — вскидка и прикладка.
2. Стрельба по неподвижной мишени и показ правильной прикладки (стрельба по пристрелочному листу, ружье заряжается одним патроном). Наблюдение за правильной стойкой.
3. Стрельба по одной из трех неподвижных мишеней по указанию инструктора с дистанции 25-35 метров. Снаряжение патронов.
4. Стрельба на стенде из ружья по тарелкам с дистанции 10 метров.

Метательные машинки выбрасывают тарелки вверх под углом 40 градусов без боковых отклонений (по 10 тарелок на стрелка). Ружье заряжается одним патроном. Снаряжение патронов.

5. Повторение 4-го занятия, но с ружьем, заряженным двумя патронами. Объяснение инструктора, как пользоваться вторым выстрелом.
6. Стрельба на стенде из ружья, заряженного двумя патронами, по цели, летящей влево под углом 45 градусов относительно козырька траншеи и под углом 45 градусов вверх. Дистанция — 10 метров. На стрелка — по 10 тарелок.
7. Стрельба на стенде из ружья, заряженного двумя патронами, по цели, летящей вправо под углом 45 градусов относительно козырька траншеи и под углом 45 градусов вверх. Дистанция-10 метров. На стрелка — по 10 тарелок.
8 и 9. Стрельба на стенде по цели, летящей в неизвестном направлении, из трех машинок, установленных, как указано в 4, 6 и 7-м занятиях. На стрелка по 20 тарелок, сериями по 10 тарелок. Дистанция — 15 метров.
10. Зачетная стрельба (две попытки). Требуется из 10 разбить не менее 6 тарелок.

Для практических занятий на стенде занимающиеся разделяются на подгруппы по 12 человек, которые прикрепляются к одному инструктору. Занятия проводятся не реже одного раза в педелю.

Занятия по теории должны быть построены так, чтобы 75 процентов времени затрачивалось на лекции с наглядными пособиями и 25 процентов на консультации.

В процессе практической работы инструктор проверяет, насколько освоены занимающимися теоретические сведения. Желательно, чтобы занимающиеся были обеспечены собственным оружием.

Советуем к прочтению

Что выбрать для строительства собственного дома: клееный или натуральный брус?

Что выбрать для строительства собственного дома: клееный или натуральный брус?

Каждый мужчина должен построить дом. Деревянный дом – это не только естественная обязанность, но и хорошая инвестиция в будущем. Свой так называемый финский домик позволит вам в приятной обстановке провести свой досуг и часть жизни. …

Оставить комментарий

Комментарии

59ba5a446be5f55c